Математическая физика, геометрия и теория интегрируемости

26 июня — 2 июля 2022 года

Описание:

Математическая физика и геометрия являются одними из наиболее быстро развивающихся отраслей чистой и прикладной математики. Геометрия традиционно играет центральную роль в математическом формализме физики, при этом проблема интегрируемости традиционно ассоциируется с классической механикой и восходит к Ньютону и Эйлеру. Тем не менее, работа Якоби, посвященная изучению геодезических на эллипсоиде, выявила глубокие связи с алгебраической геометрией и абелевыми функциями, что оказало большое влияние на развитие этих областей в 19 веке.

С другой стороны, поразительные открытия, сделанные в теории солитонов в 1960-х годах, дали толчок бурному развитию теории интегрируемости, — и теперь понятие солитона считается важным элементом алгебраической, дифференциальной и перечислительной геометрии, а также математической физики. Этот концептуальный прорыв породил множество новых фантастически плодотворных идей как в математике, так и в физике. Можно сказать, что главная характерная черта теории интегрируемости в том, что она служит связующим элементом между, казалось бы, не связанными друг с другом областями математики и теоретической физики — интегрируемость сложных и других геометрических структур; интегрируемость классических динамических систем частиц, солитонной динамики и гидродинамических потоков, представленных в геометрической форме; интегрируемость в классических дифференциальных системах и соответствие Римана–Гильберта как часть комплексного анализа; интегрируемые (голономные) D-модули и квантовые когомологии в теории сингулярностей; инстантоны (Белавин и другие); матричные и статистические модели; «интегрируемые сектора» в квантовой теории поля; интегрируемость по Хитчину для пространства модулей «пар Хиггса»; инварианты Громова–Виттена; а также применение зеркальной симметрии в алгебраической геометрии.

Универсальность данной концепции — это особый и очень яркий пример использования знаменитой «мета-теоремы» Манина о единстве математики. В широком смысле, в том числе в силу современных традиций и правил, математическая физика может рассматриваться как часть этой теории.

Все наши основные докладчики — это ведущие мировые эксперты, каждый из которых занимается исследованиями по всем трем направлениям триады. Напомним, что ученые, представляющие научную школу МГУ имени М. В. Ломоносова, хоть и работают сейчас в разных странах мира, традиционно были и остаются одними из лидеров в этих областях исследований. Конференция должна продемонстрировать преемственность этих традиций.

Одна из задач конференции — обеспечить плодотворную почву, на которой студенты, начинающие исследователи и опытные ученые смогут объединить и укрепить свой интерес и усилия в этой захватывающей междисциплинарной области.

ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ:

Цель конференции ‒ собрать на одной площадке специалистов во всех аспектах этой объединенной теоретической триады и дать им возможность поделиться опытом и знаниями по самым последним наработкам во всех смежных направлениях, областях и теоретических составляющих.

Tue Oct 05 2021 17:01:48 GMT+0300 (Moscow Standard Time)

Mathematical Physics, Geometry and Integrability

June 26—July 2, 2022

Description

Mathematical physics and geometry are among the most rapidly developing branches of pure and applied mathematics. Geometry has traditionally played a central role in the mathematical formalism of physics, the integrability traditionally associated with classical mechanics and reaching back to Newton and Euler. However, the work of Jacobi on geodesics on ellipsoid revealed deep connections with algebraic geometry and abelian functions, something that had a great impact on the development of these areas in the 19th century.

On the other hand, the striking discoveries made in soliton theory in the 1960s pushed overwhelming developments in the theory of integrability, and that notion is now considered an important ingredient in algebraic, differential, and enumerative geometry as well as mathematical physics. This conceptual breakthrough produced many new fantastically fruitful ideas in both mathematics and physics. The main feature of integrability, one might say, is to be a binding element between the seemingly unrelated areas of mathematics and theoretical physics — the integrability of complex and other geometric structures; the integrability of classical dynamical systems of particles, soliton dynamics, and hydrodynamical flows presented in geometrical form; the integrability in classical differential systems and Riemann–Hilbert correspondence as a part of complex analysis; integrable (holonomic) D-modules and quantum cohomology in singularity theory; instantons (Belavin and others); matrix and statistical models; “integrable sectors” in quantum field theory; Hitchin integrability of moduli space of “Higgs pairs”; Gromov–Witten invariants; and the mirror symmetry in algebraic geometry.

The universality of this concept is a particular and illuminating example of Manin’s famous “meta-theorem” on the unity of mathematics. In a broad sense, including due to modern traditions and rules, mathematical physics is a part of that.

All our keynote speakers are world-leading experts, each in all three branches of the triad. By way of reminder, Lomonosov Moscow State University scientists, albeit scattered all over the world, have traditionally been and remain among the leaders in these domains of research. The conference should manifest the continuity of these traditions.

One scope of the conference is to provide fruitful ground where students, early career researchers, and experienced scientists can unify and reinforce their interest and efforts in this exciting interdisciplinary area.

OBJECTIVES

The aim of the conference is to bring together specialists in this united triad to share their experience and knowledge about the most recent developments in all the related fields, domains, and components.

Thu Nov 18 2021 14:18:42 GMT+0300 (Moscow Standard Time)